Контакты

ул. Советская, 18, каб. 126
220118 г. Минск, Республика Беларусь
Телефон:200 - 89 - 17;
E-mail: kfv.bgpu@tut.by

События
аттестация студентов по дисциплине "Физическая культура"

Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Белорусский государственный педагогический университет
имени Максима Танка»
АТТЕСТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Пособие
Минск 2014
РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ
Рекомендовано и утверждено кафедрой физическоговоспитания
и спорта БГПУ (протокол № 2 от 18.09.2014 г.)
Составители:
кандидат педагогических наук, доцент А.А. Балай;
старший преподаватель А.А. Кукель;
старший преподаватель Г.Н. Сущенко

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Аттестация обучающихся по дисциплине «Физическая культура» представляет собой определение соответствия результатов учебной деятельности студентов требованиям образовательного стандарта и типовой учебной программы.
Образовательный процесс предусматривает текущую и итоговую формы контроля результатов учебной деятельности.
Формой аттестации обучающихся является проведение зачета (дифференцированного зачета) ежегодно, по семестрам с выставлением отметки «зачтено» либо «не зачтено» в устной и практической формах (п. 3 ст. 214 Кодекс Республики Беларусь об образовании).
Зачетные требования составлены на основе типовой учебной программы «Физическая культура» для высших учебных заведений (утверждена Министерством образования Республики Беларусь 14 апреля 2008 г., регистрационный № ТД-СГ. 014/тип.), инструкции о работе кафедры физического воспитания и спорта (утверждена Министерством образования Республики Беларусь 27 декабря 2006 г., регистрационный №130).
Контрольные нормативы физического состояния студентов разработаны методической комиссией кафедры физического воспитания и спорта и представлены в Дневнике здоровья.

2. ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Общая оценка успеваемости по физическому воспитанию обучающихся на уровне программных требований в своей структуре содержит следующие разделы:
Организационный
 100% посещение занятий (с учетом пропусков по уважительным причинам).
 Участие студента в различных спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
 Практическое содействие преподавателю в организации и проведении соревнований и спортивно-массовых мероприятий.
Образовательный
 Знание пройденного теоретического раздела программы по семестрам и курсам обучения (см. раздел «Контрольные вопросы по дисциплине «Физическая культура»»).
Методический
 Индивидуальное освоение и использование в процессе физического воспитания средств и методов физической культуры и спорта (см. раздел «Требования по методической практике»).
Практический
 Выполнение контрольных нормативов, определяющих индивидуальный уровень общего физического состояния занимающихся.
 Использование видов и методов контроля за своим физическим состоянием (ведение «Дневника здоровья»).
Основополагающим фактором выполнения критерия успеваемости по практическому разделу является положительная динамика,как показателей отдельных контрольных нормативов, так и интегральной оценки уровня общего физического состояния.
К тестированию допускаются студенты, посетившие не менее 75% занятий непосредственно перед датой их приема. В случае невозможности выполнения контрольных упражнений по объективным причинам студент освобождается от них с обязательной сдачей теоретического раздела программы занятий по физической культуре. Учебная успеваемость студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, оценивается с учетом медицинских показаний обучающихся. При этом из программных требований, предъявляемых к студентам, исключаются те виды контрольных нормативов физической подготовленности, которые им противопоказаны.
Пропущенные обучающимися занятия по неуважительной причине отрабатываются в дополнительно назначенное преподавателем время (не более двух часов в день и не чаще 3-4 раз в неделю, включая основные занятия).
Студенту по его заявлению и согласованию с преподавателем и заведующим кафедрой физического воспитания и спорта может быть разрешена досрочная сдача зачета по дисциплине «Физическая культура».
Обучающиеся, имеющие спортивное звание «Мастер спорта» или спортивную квалификацию кандидата в мастера спорта и занимающиеся в группах спортивного учебного отделения, могут быть освобождены от сдачи зачета по дисциплине «Физическая культура».

3. ИЗУЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ ОТ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ БОЛЕЕ ЧЕМ НА 1 МЕСЯЦ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО СЕМЕСТРА
Зачетные требования
Студенты, освобожденные от практических занятий на длительный срок (более 1 месяца) сдают зачет на основании следующих нормативных требований:
 оценки уровня теоретических знаний с включением контрольных вопросов по обязательным темам предмета «Физическая культура»(проводится в виде собеседования);
 оценки самостоятельного освоения дополнительной тематики по физической культуре с учетом состояния здоровья студента, показаний и противопоказаний к применению физических упражнений (проводится в виде собеседования);
 написания реферата по теме, отражающей оздоровительно-профилактическую направленность физического воспитания (см. разделы «Темы рефератов», «Правила оформления рефератов»);
 умения проводить функциональные пробы, оценивать физическое развитие и вести «Дневник Здоровья» (см. раздел «Оценка уровня физического развития и функционального состояния»).

4. ИЗУЧЕНИЕДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» СТУДЕНТАМИ, ЗАНИМАЮЩИМИСЯ В ГРУППАХ ЛФК
Зачетные требования
Студенты, занимающиеся в группах лечебной физической культуры, сдают зачет в каждом семестре на кафедре физического воспитания и спорта на основании следующих нормативных требований теории и практики физического воспитания:
 оценки уровня теоретических знаний с включением контрольных вопросов по обязательным темам предмета «Физическая культура» (проводится в виде собеседования);
 оценки самостоятельного освоения дополнительной тематики по физической культуре с учетом состояния здоровья студента, показаний и противопоказаний к применению физических упражнений (проводится в виде собеседования);
 написания реферата по разработанной для каждого студента теме, отражающей оздоровительно-профилактическую направленность физического воспитания (см. разделы «Написание реферата», «Правила
оформления реферата»); 
 умения проводить функциональные пробы, оценивать физическое развитие (см. раздел «Оценка уровня физического развития и функционального состояния»);
 умения выполнять индивидуальные задания по составлению примерных комплексов ЛФК с консультациями преподавателя;
 умения выполнять практические индивидуальные задания по организации и проведению комплексов ЛФК;
 наличия документов, подтверждающих посещение занятий в группах ЛФК на базе лечебно-профилактических учреждений.

4.1. Написание реферата
Студенты, занимающиеся в группах ЛФКс учётом стадии и формы заболевания (травмы), а также общего состояния здоровья с 1-го по 8-й семестры готовят основной реферат на тему «Программа индивидуального физического самосовершенствования».
Физическая реабилитация при имеющемся заболевании или травме
I семестр
Понятие о заболевании (травме).
 Определение (варианты, их сравнение), распространённость (данные разных источников).
 Причины и механизм развития (возможные варианты, индивидуальные особенности).
 Симптомы (как проявляется, в чём выражается) и диагностика (какие используются критерии, методы для постановки диагноза).
 Возможные осложнения, сопутствующие заболевания, прогноз.
IIсеместр
Средства физической реабилитации при данном заболевании (травме).
 Понятие «физическая реабилитация» (задачи, принципы и средства применительно к данному заболеванию (травме).
 Активное средство физической реабилитации – лечебная физическая культура (группы упражнений, элементы видов спорта, лечебные ходьба, плавание, подвижные игры, нетрадиционные системы физических упражнений и др., рекомендуемые при данном заболевании или травме).
 Пассивные средства физической реабилитации – лечебный массаж, физиотерапия, использование природных факторов (рекомендуемые при данном заболевании или травме).
IIIсеместр
Рекреационные мероприятия (разного масштаба, рекомендуемые при данном заболевании или травме). Другие средства и методы немедикаментозного лечения при данном заболевании или травме (рациональное питание, фитотерапия, психотерапия и др.).
IV семестр
Оценка эффективности применяемого немедикаментозного лечения при данном заболевании (травме).
Разработка программы самостоятельных занятий физическими упражнениями оздоровительной направленности
Vсеместр
Организационно-методический раздел подготовки к составлению программы.
 Основополагающие принципы, средства и методы в физическом воспитании и физической реабилитации.
 Методика составления и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями.
VI семестр
Составление индивидуальной программы самостоятельных занятий физическими упражнениями.
 Постановка цели и задач.
 Определение используемых средств, методов, форм физической культуры и физической реабилитации.
 Организация и описание программы (структура и содержание, формы и методы занятий, сроки, планы-графики занятий, условия выполнения, другие особенности).
Диагностика организма в физической реабилитации и при самостоятельных занятиях физическими упражнениями
VII семестр
Диагностика организма.
 Понятие диагностики, её задачи.
 Методы врачебного контроля, применяемые при данном заболевании.
 Методы диагностики для оценки физического развития и общей физической подготовленности (перечислить максимальное количество с кратким указанием цели и сущности метода).
VIIIсеместр
Контроль и самоконтроль физического развития, функционального состояния и физической подготовленности.
 Методы индивидуальной диагностики для самоконтроля (обоснованно выбрать те методы, которые не противопоказаны и будут отражать результаты проводимой физической реабилитации и выполнения разработанной программы самостоятельных занятий).

5.КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
1. Организация учебного процесса по физическому воспитанию студентов.
2. Цель, задачи и формы организации занятий.
3. Учебный процесс в основном, подготовительном, специальном и спортивном отделениях. Зачетные требования и обязанности студентов.
4. Здоровье: основные понятия, сущность, содержание, критерии.
5. Факторы здоровья. Составляющие здорового образа жизни.
6. Здоровый стиль жизни. Обеспечение здоровья и самооценка своего состояния.
7. Понятие о социально-биологических основах физической культуры.
8. Принцип целостности организма и его взаимосвязь с окружающей средой.
9. Системы организма: сердечно-сосудистая, дыхательная, костно-мышечная, нервная, пищеварительная и др.
10. Двигательный режим.
11. Физиологическая характеристика утомления и восстановления организма.
12. Классификация физических упражнений.
13. Состояние и показатели тренированности.
14. Характеристика современных оздоровительных систем и средств.
15. Диагностика состояния организма. Врачебный, педагогический контроль и самоконтроль.
16. Оценка физического развития и физической подготовленности. Определение уровня физического здоровья. Дневник самоконтроля.
17. Объективные и субъективные показатели самоконтроля. Коррекция занятий по результатам контроля и самоконтроля.
18. Задачи, формы самостоятельных занятий, методика их применения.
19. Принципы дозирования физической нагрузки.
20. Содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями. Составление индивидуальных комплексов упражнений.
21. Общие положения. Сущность и содержание физической культуры.
22. Общекультурные и специфические функции физической культуры. Структурная характеристика: виды и разновидности.
23. Спорт. Спорт высших достижений, массовый, профессиональный, любительский, студенческий спорт.
24. Цель и задачи ППФП студентов.
25. Структурные компоненты ППФП: виды труда, условия и характер труда, режим труда и отдыха.
26. Методика подбора средств ППФП студентов.
27. Организация и формы ППФП студентов. Профессиональные знания и практические навыки по физической культуре.
28. Производственная физическая культура: цель, задачи.
29. Факторы, влияющие на работоспособность.
30. Динамика работоспособности в режиме дня, недели, года.
31. Умственная и физическая работоспособность: типы изменения и причины.
32. Снятие утомления. Использование «малых форм» физической культуры.
33. Внедрение физической культуры в производственный коллектив. Психорегулирующая тренировка.

6.ТРЕБОВАНИЯ ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Курс Семестр  Методическая подготовка Семестр

Профессионально-ориентированная 

физическая подготовка

Оценка,
подпись
преподавателя
I

1

2

Подготовить комплекс из 3-4 ОРУ

Провести с группой студентов комплекс из 3-4 ОРУ

2 Разработать и провести с группой студентов 2-3 подвижные игры  
II 3
4
Разработать комплекс утренней гигиенической гимнастики
Провести с группой студентов комплекс утренней гигиенической гимнастики
4 Подготовить и провести со школьниками мероприятия в режиме учебного дня (гимнастика до занятий, физкультминутка, игры на большой перемене) в период педагогической практики в школе  
III 5
6
Подготовить конспект подготовительной части урока
Провести с группой студентов подготовительную часть урока
6 Составить и провести спортивную часть программы Спортландии в оздоровительном лагере  
IV

7


8

Подготовить комплекс упражнений для развития двигательных качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости)
Провести с группой студентов комплекс упражнений для развития двигательных качеств
8 Организовать и провести однодневный туристический поход с учениками класса (отряда)  

7.ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Физическая культура в системе подготовки специалистов высшей школы.
2. Цель, задачи, средства физической культуры в ВУЗе.
3. Формы занятий физической культурой в ВУЗе.
4. Врачебно-педагогический контроль в процессе занятий физическими упражнениями.
5. Оценка функционального состояния организма.
6. Методика самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями.
7. Методика оценки физического развития человека.
8. Методика оценки физической подготовленности человека.
9. Характеристика и содержание здорового образа жизни.
10. Факторы, определяющие здоровый образ жизни.
11. Методы физической рекреации и реабилитации.
12. Формирование и реабилитация здоровья средствами физической культуры.
13. Возрастные особенности дозирования физических нагрузок.
14. Формы оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий в системе образования.
15. Физкультурно-оздоровительная работа в летних оздоровительных лагерях.
16. Питание как компонент здорового образа жизни.
17. Оптимальный двигательный режим как средство сохранения здоровья.
18. Влияние физических упражнений на организм.
19. Методика составления комплекса утренней гигиенической гимнастики.
20. Методика составления комплекса оздоровительной аэробики.
21. Требования к специальной физической подготовленности в сфере профессионального труда.
22. Общие и специальные задачи ППФП.
23. Личностные и профессионально-значимые качества, характерные для избранной профессии.
24. Профилактика профессиональных заболеваний средствами физической культуры (согласно выбранной профессии).
25. Формирование профессионально-прикладных двигательных навыков, физических и психологических качеств.
26. Саморегуляция и самовоспитание эмоциональных состояний и волевых качеств.
27. Способы оценки ППФП студентов
28. Методика овладения средствами профессионально-прикладной физической подготовки.
29. Общеподготовительные и специально-подготовительные упражнения.

8. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РЕФЕРАТОВ
Оформление работы - стандартное: лист формата А-4, шрифт типа - Times New Roman, размер – 14 пт, интервал 1,5, поля – 1,5-2. Нумерация страниц работы – сквозная, арабскими цифрами, начинается с 3-й страницы (титульный лист и оглавление не нумеруются). Номера страниц – снизу, по
центру. Объем реферата – 15-20 страниц машинописного текста. Для студентов, занимающихся в группах ЛФК, объем реферата – 8 – 12 страниц машинописного текста.
Структура работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть (все главы), заключение, список литературы, приложения (при необходимости). На титульном листе пишется наименование учебного заведения, факультета, номер группы; Ф.И.О. студента, тема; фамилия и инициалы преподавателя; место и год выполнения работы.
Список использованных источников оформляется по алфавиту: автор, инициалы, название работы, место, название и год издания, общее количество страниц. Список должен содержать не менее пяти публикаций, включая работы, опубликованные, за последние пять лет. 

9. ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА

Длина тела (рост) измеряется с помощью ростомера (в сантиметрах).
Масса тела (вес) определяется на медицинских весах (в килограммах).
Ростомассовый показатель служит ориентиром для определения избытка либо недостатка массы тела и определяется по формуле: РМП= m-(L-100) , где L - длина тела, m - масса тела.

Частота сердечных сокращений (ЧСС) (пульс в покое) характеризует функциональное состояние сердечно-сосудистой системы в покое.
Методика определения: Утром, после сна, не вставая с постели, измеряется пульс в течение одной минуты.

Пробы с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге) и выдохе (проба Генчи) служат для оценки функции внешнего дыхания. Измеряются в секундах (с).Проводятся как в состоянии покоя, так и после физической нагрузки.
Методика определения:
1. Проба Штанге – в положении сидя сделать глубокий вдох, затем полностью выдохнуть и после вдоха (80-90% от максимального) задержать дыхание на время, которое фиксируется по секундомеру.
2. Проба Генчи – в положении сидя сделать глубокий вдох, затем выдох (80-90% от максимального) и задержать дыхание на время, которое фиксируется по секундомеру.

Проба на дозированную нагрузку (ПНДН) (20 приседаний за 40 секунд) служит для оценки реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.
Методика определения:
1. В положении стоя, трижды, с интервалом равным одной минуте, посчитать количество ударов сердца за 10 секунд. В дальнейшем для расчета показателя ПНДН необходимо использовать минимальный по своему обсолютному значению результат подсчета (ЧСС исходная).
2. Из исходного положения – стойка, ноги врозь, руки на поясе выполняются 20 приседаний за 40 секунд с поднимаем рук вперед. Темп приседаний задается счетом по следующему правилу: на звук «И» выполняется приседание (первая секунда), на счет «ОДИН» - вставание (вторая секунда) и так далее до «20» (40-я секунда).Сразу после выполнения нагрузки измеряется частота пульса за 10 секунд (ЧСС после нагрузки).
3. Далее, спустя 1 минуту после нагрузки, еще раз посчитать количество ударов сердца за 10 секунд (ЧСС восстановления).
4. Три измерения частоты пульса преобразуются с помощью формулы исчисления в одно единое число, характеризующее реакцию организма на дозированную нагрузку:
ПНДН = 6х(ЧССисходная + ЧССпосленагрузки + ЧССвосстановления) − 200
                                                       10
 
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка………………..……...………………………….....1
2. Зачетные требования по дисциплине «Физическая культура»……….....2
3. Изучение дисциплины «Физическая культура» обучающимися, освобожденными от практических занятий более чем на 1 месяц в течение учебного семестра……………………………………………...…3
4. Изучение дисциплины «Физическая культура» студентами, занимающимися в группах ЛФК…..………………………………………3
4.1. Написание реферата…………………………………………………..4
5. Контрольные вопросы по дисциплине «Физическая культура»………...7
6. Требования по методической практике…………………………………..8
7. Темы рефератов………………………………………………………........9
8. Правила оформления рефератов………………………………….............10
9. Оценка уровня физического развития и функционального состояния организма……………………………………………………………………...10